Киокушинкай - контактный стиль каратэ, созданный в 50-е годы нашего столетия Масутацу Оямой в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу
«каратэ без контакта». Демонстрируя миру мощь реального каратэ, Киокушинкай постепенно завоевал популярность буквально во всех странах, а позже лег в
основу множества других контактных стилей каратэ.
«Киоку» - значит «абсолют, предел», «Шин» - «истина, реальность», «Кай» переводится как «союз, общество». Таким образом, «Киокушин» означает «Абсолютная
истина» или «Предельная реальность». В синтезе этих понятий раскрывается смысл слова «Киокушинкай».
Masutatsu Oyama, Hyung Yee Choi (27.07.1923-26.04.1994)
Масутатцу Ояма создатель самого серьёзного контактного вида каратэ Киокушин - был и остается олицетворением духа японской нации и незыблемой силы Японии. Масутатцу Ояма глубоко чтил светлые идеалы самурайства, уважал традиции народов и религий. Масутатцу Ояма достиг вершины мастерства в использовании смертельных ударов, которой мечтает и надеется достичь каждый занимающийся каратэ.
Масутатцу Ояма написал десятки книг и очерков, посвящённых каратэ. С его участием снято несколько документальных фильмов, принесших огромную популярность Киокушин Каратэ в мире. По биографии Масутатцу Оямы был снят художественный фильм "Обречённый на одиночество” с известным японским актером Сони Шиба в главной роли, обладавшим большим внешним сходством с Масутатцу Оямой.
Масутатцу Ояма был человек поистине мирового масштаба. Философ, романтик, глубо познавший человеческую печаль и боль. Прожив тяжелую и опасную жизнь, он добился того, что стал самым сильным человеком в мире воинского искусства, и создал мощную,сильную организацию каратэ. Его стилем занималось более 100 миллионов человек в 110странах мира.
Масутатцу Ояма оставался человеком больших идеалов и высокой морали, всегда стремившийся стать лучше, чем был прежде. Масутатцу Ояма говорил тем, кто падал духом перед трудностями: "Мечты становятся явью, если каждый действительно работает усердно".Сам же великий мастер работал до последних своих дней и поэтому его каратэ стояло, стоит и будет стоять на вершине всех стилей каратэ и оказывать огромное влияние.
Масутатцу Ояма остаётся самураем 20-го века, как и легендарный самурай в 17 веке Миямото Мусаси. Не задолго до своей смерти в одном из обращений к своим ученикам он писал: "Тренируйтесь больше чем спите и рано или поздно вы добьетесь того, что считалось недостижимым". Когда его спрашивали, чем для него является Киокушин Каратэ, он отвечал, что Киокушин - моё дитя, а каратэ - это моя жизнь.26 апреля 1994 г.
Масутатцу Ояма скоропостижно скончался в возрасте 70 лет 8 месяцев 26 дней. Официальной версией смерти был рак лёгких.
После смерти Масутатцу Ояма обычная ситуация которая постигает империи после кончины создателя. Ни кто не смог его заменить, и это понятно, личности масштаба Масутатцу Оямы рождаются раз в 100 лет. На данный момент существует ряд организаций, федераций продолжающие развивать Истинное Карате. Некоторые сменили символику, и внесли свои изменения, дополнения в спортивные правила, но все они продолжают дело, начатое Великим Мастером.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Общие понятия
Сосай – основатель стиля – Масутацу Ояма.
Канчо (Кантё) – директор организации.
Шихан (Сихан) – мастер с 5-го Дана.
Сэнсэй – учитель, наставник (3-ий, 4-ый дан).
Сэмпай – старший ученик.
Кохай – младший ученик.
Доджо (Додзё) – зал (место следования Пути).
Дан – мастерская степень.
Кю – ученическая степень.
Доги – одежда для тренировок.
Кихон – тренировка техники без партнёра.
Рэнраку – комбинации.
Ката – форма, комплекс.
Кумитэ – спарринг.
Самбон кумитэ – условный учебный спарринг на 3 шага.
Якусоку кумитэ – условный учебный спарринг на 1 шаг.
Джию кумитэ (Дзию кумитэ) – свободный спарринг.
Тамэшивари (Тамэсивари) – разбивание твёрдых предметов.
Бункай – разъяснение.
Ибуки – силовое дыхание.
Ногарэ – мягкое дыхание.
Осу (Ос) - традиционная форма приветствия, выражения понимания, согласия и уверенности.
Команды
Сэйдза – опуститься на колени.
Мокусо – закрыть глаза.
Мокусо ямэ – открыть глаза.
Рэй – поклон.
Ёи – приготовиться.
Хаджимэ (Хадзимэ) – начать.
Ямэ – закончить.
Маваттэ – повернуться.
Хантай – смена.
Наорэ – вернуться в исходное положение.
Ясумэ – расслабиться.
Счёт
Ичи (ити) – 1
Ни – 2
Сан – 3
Ши (ён) (си) – 4
Го – 5
Року – 6
Шичи (Сити) - 7
Хачи (Хати) – 8
Ку – 9
Джу (Дзю) – 10
Стойки
Хайсоку–Дачи (дати) – ступни вместе.
Мусуби–Дачи (дати) – пятки вместе носки врозь.
Хэйко–Дачи (дати) – ступни параллельно на ширине ступни.
Фудо–Дачи (дати) – пятки на ширине плеч, носки развёрнуты.
Учихачиджи-Дачи (Утихатидзи-дати) – пятки на ширине плеч, носки развёрнуты внутрь.
Дзэнкуцу-Дачи (дати) – стойка с передней приклонённой ногой.
Кокуцу-Дачи (дати) – стойка с задней приклонённой ногой.
Санчин-Дачи (Сантин-дати) – стойка «песочных часов».
Киба-Дачи (дати) – стойка всадника.
Нэко Аши-Дачи (Нэкоаси дати) – стойка «кота».
Цуру Аши-Дачи (Цуруаси дати) – стойка «цапли».
Какэ Аши-Дачи (Какэаси дати) – «скрученная» стойка, с заступом ноги сзади.
Джию-Камаэтэ-Дачи / Кумитэ-Но-Камаэ (Дзию Камаэтэ дати) – боевая стойка.
Уровни атаки и защиты
Джодан (Дзёзан) – верхний (голова, шея).
Чудан (Тюдан) – средний (корпус).
Гэдан – нижний (ниже пояса).
Взаимное положение конечностей
Ои – одноимённое.
Гяку – разноимённое.
Стороны
Хидари – левая.
Миги – правая.
Направления
Аго – вверх.
Маэ – вперёд.
Ёко – в сторону.
Уширо (Усиро) – назад.
Маваши (Маваси) – круговое.
Ороши (Ороси) – вниз.
Ударные части тела
Руки:
Сэйкэн – кулак (передняя часть).
Уракэн – перевёрнутый кулак (тыльная часть).
Тэццуй – «кулак молот».
Шуто (Сюто) – «рука нож» (внешнее ребро ладони).
Хайто – внутреннее ребро ладони.
Шотэй (Сётэй) – «пятка» ладони.
Кокэн – запястье.
Нукитэ – «рука копьё» (ладонь с выпрямленными четырьмя «ёхон» пальцами).
Хиджи (Хидзи) – локоть.
Ноги:
Чусоку (Тюсоку) – подушечки пальцев стопы.
Сокуто – «нога нож» (внешнее ребро стопы).
Тайсоку – внутренняя выемка стопы.
Хайсоку – подъём стопы.
Хидза – колено.
Аши (Аси) – стопа.
Какато – пятка.
Сунэ – голень.
Удары руками
Толчковые кулаком:
Сэйкэн-Цуки – удар кулаком.
Татэ-цуки – удар кулаком расположенным вертикально.
Моротэ-Цуки – удар двумя руками.
Джун-Цуки (Дзюн-цуки) – удар в сторону.
Секущие:
Сэйкэн-Аго-Учи (Ути) – прямой удар кулаком в подбородок.
Тэццуй-Коми-Ками-Учи (Ути) – удар «молотом» сбоку, снаружи по голове в висок.
Тэццуй-Ороши-Гаммэн-Учи (Тэццуй-ороси-гаммэн ути) – удар «молотом» сверху по голове.
Тэццуй-Хидзо-Учи (Ути) – удар «молотом» сбоку снаружи по рёбрам.
Уракэн-Шомэн-Гаммэн-Учи (Уракэн Сёмэн Гаммэн Ути) – удар перевёрнутым кулаком вперёд в лицо.
Уракэн-Саю-Учи (Ути) – удар перевёрнутым кулаком в сторону сверху в лицо.
Уракэн-Хидзо-Учи (Ути) – удар перевёрнутым кулаком в сторону сбоку по рёбрам.
Уракэн-Маваши-Учи (Уракэн Маваси Ути) – круговой удар перевёрнутым кулаком в голову.
Шуто-Гаммэн-Учи (Сюто Гаммэн Ути) – удар ребром ладони сбоку по голове, по шее.
Шуто-Сакоцу-Учи (Сюто Сакоцу Ути) – удар ребром ладони сверху по ключице.
Шуто-Сакоцу-Учикоми (Сюто Сакоцу Утикоми) – прямой (режущий) удар ребром ладони по ключице.
Шуто-Хидзо-Учи (Сюто Хидзо Ути) – удар ребром ладони сбоку снаружи по рёбрам.
Шуто-Учи-Учи (Сюто Ути Ути) – удар ребром ладони наотмашь в сторону по голове (шее).
Удары ногами
Хидза-Гэри – удар коленом.
Кин-Гэри – удар подъёмом стопы в пах.
Маэ-Гэри – прямой удар вперёд в корпус или голову (подушечками пальцев).
Маэ-Кэагэ – маховый удар вперёд и вверх.
Учимаваши (Утимаваси) – маховый круговой удар внешней частью стопы изнутри.
Сотомаваши (Сотомаваси) – маховый круговой удар стопой снаружи внутрь.
Маваши-Гэри (Маваси-гэри) – круговой удар.
Ёко-Кэагэ – маховый удар в сторону внешним ребром стопы.
Ёко-Гэри – удар ребром стопы в сторону.
Кансэцу-Гэри – удар ребром стопы в коленный сустав.
Уширо-Гэри (Усиро Гэри) – удар пяткой назад.
Уширо-Маваши-Гэри (Усиро Маваси Гэри) – обратный круговой удар с «вертушкой».
Блоки
Сэйкэн-Джодан-Укэ (Сэйкэн Дзёдан Укэ) – верхний блок предплечьем (кулак сжат).
Чудан-Сото-Укэ (Тюдан Сото Укэ) – блок снаружи внутрь предплечьем на среднем уровне.
Чудан-Учи-Укэ (Тюдан Ути Укэ) – блок изнутри наружу предплечьем на среднем уровне.
Гэдан-Бараи – нижний блок предплечьем вперёд.
Учи-Укэ-Гэдан-Бараи (Ути Укэ Гэдан Бараи) – двойной блок предплечьями на среднем и нижнем уровне.
Моротэ-Укэ – блок в положении Учи-Укэ, усиленный второй рукой.
Маэ-Маваши-Укэ (Маэ Маваси Укэ) – передний круговой блок.
Шуто-Маваши-Укэ (Сюто Маваси Укэ) – круговой блок в позиции Шуто.
Шотэй-Укэ (Сётэй Укэ) – блок пяткой ладони.
Кокэн-Укэ – блок запястьем.
Хиджи-Укэ (Хидзи Укэ) – блок локтём внутрь.
Осай-Укэ – накладка ладонью.
Сунэ-Укэ – блок голенью.
Хидза-Укэ – блок коленом.
Передвижения в Камаэ
Шомэн (Сёмэн) - вперёд.
Сагари (уширо) (Усиро) – назад.
Ои-Аши (Ои Аси) – движение, вперёд не меняя стойки.
Окури-Аши (Окури Аси) – движение с шагом вперёд меняя стойку.
Коса - разножка.
Фуми-Аши (Фуми Аси) – движение с подшагом вперёд.
Маэ Коса - движение вперёд через Какэ Аши (заступ ступнёй спереди).
Уширо Коса (Усиро Коса) – движение вперёд через Какэ Аши (заступ ступнёй сзади).
Цветные пояса:
10й (Дзиккю) Кю - белый (оранживый) пояс
9й (Кукю) Кю - белый (оранживый) пояс с синей нашивкой
8й (Хаккю) Кю - синий пояс
7й (Нанакю) Кю - синий пояс с желтой нашивкой
6й (Роккю) Кю - желтый пояс
5й (Гокю) Кю - желтый пояс с зеленой нашивкой
4й (Ёнкю) Кю - зеленый пояс
3й (Санкю) Кю - зеленый пояс с коричневой нашивкой
2й (Никю) Кю - коричневый пояс
1й (Иккю) Кю - коричневый пояс с "золотой" (черной) нашивкой
Черные пояса:
1й (Шодан) дан - черный пояс с 1й "золотой" нашивкой
2й (Нидан) дан - черный пояс с 2я "золотыми" нашивками
3й (Сандан) дан - черный пояс с 3я "золотыми" нашивками
4й (Ендан) дан - черный пояс с 4я "золотыми" нашивками
5й (Годан) дан - черный пояс с 5ю "золотыми" нашивками
С 1го по 2й дан – сэмпай
С 3го по 4й дан – сэнсэй
С 5го до 7го дана - шихан